Комплексная диагностика инфраструктуры - залог повышения безопасности движения поездов
ОАО «РЖД» постоянно уделяет внимание эффективному применению средств диагностики инфраструктуры, как одному из важнейших условий обеспечения безопасности движения поездов и бесперебойной работы железных дорог.
«Внедрение современных скоростных комплексных средств диагностики инфраструктуры – залог повышения уровня безопасности движения поездов», – таково мнение по этому важнейшему вопросу генерального директора ЗАО «Фирма ТВЕМА», кандидата технических наук Владимира Фёдоровича Тарабрина.
ОАО «РЖД» 28 февраля 2009 года была утверждена «Программа развития системы диагностики и мониторинга инфраструктуры» № 3812, которой предусматривались ускоренное оснащение и модернизация имеющихся средств диагностики на период 2009-2015 гг. и до 2030 года, переход на преимущественное использование мобильных средств диагностики.
«Комплексной программой повышения эффективности эксплуатации железнодорожного пути и инновационных технологий его технического обслуживания», утвержденной ОАО «РЖД» 01.11.2013 № 2372р, предусмотрены модернизация и переоснащение существующих средств дефектоскопии рельсов и путеизмерения, разработка мобильных средств дефектоскопии с рабочими скоростями 80-120 км/ч, аппаратно-программных средств автоматической расшифровки и анализа данных контроля.
Учитывая поставленные программами задачи, ЗАО «Фирма ТВЕМА» в последние годы разработало и освоило производство ряда новых мобильных систем диагностики, о проблемах внедрения которых было доложено на IV научно-практической конференции «Безопасность движения поездов».
Инфраструктурный комплекс ИНТЕГРАЛ контролирует более 100 параметров технических объектов всех хозяйств.
Вагон-лаборатория автоматики и телемеханики АТЛАНТ обеспечивает диагностику систем автоматики всех частот и токов, включая тональные цепи, систем КТСМ, ПОНАБ.
Самоходная путеизмерительная лаборатория на базе электровоза ВЛ-11м с осевой нагрузкой 26 тонн проводит измерения с учетом упругих отжатий рельсов, что позволяет выявить участки пути с переменной жесткостью.
Лаборатория дефектоскопная на комбинированном ходу ЛДМ-1, самоходный диагностический дефектоскопно-путеизмерительный комплекс СЕВЕР, совмещенный вагон-дефектоскоп ВД-УМТ-1, каждый из которых заменяет от 7 до 14 съемных дефектоскопов с высвобождением от 30 до 50 человек обслуживающего персонала и сопровождающих работников пути.
Новая техника прошла необходимые испытания, имеет соответствующие сертификаты и уникальные технические характеристики.
На полигоне Северной дороги в текущем году прошёл эксплуатационные испытания и подготовлен к приёмочным единственный в мире высокоскоростной диагностический вагон СПРИНТЕР, который обеспечивает выявление и регистрацию дефектов в рельсах ультразвуковым методом и геометрию пути на скоростях до 140 км/ч. Новейшие решения в области ультразвука и широкий спектр функций управляющего программного обеспечения позволяют кардинально снизить влияние на результаты квалификации расшифровщика, одолеть ранее недостижимый для ультразвуковой диагностики скоростной барьер и внедрить новую технологию работы диагностических вагонов в составе пассажирских поездов.
Фирмой разработана и изготовлена линейка из девяти технологических машин по диагностике и обслуживанию инфраструктуры на комбинированном ходу, оборудованных системами безопасности движения, на базе отечественных и зарубежных внедорожников.
Результаты испытаний новых мобильных средств диагностики, разработанных нашей компанией, на дорогах и специальных испытательных участках Германии, Венгрии, Казахстана, Украины, Китая, Индии, а также победа в тендерах на поставку диагностической техники в Германии, Китае, Израиле показали высокий уровень и конкурентоспособность разрабатываемых средств диагностики инфраструктуры.
Демонстрация мобильных средств и обмен мнениями в сентябре текущего года на международной выставке в Берлине InnoTrans-2014 со специалистами ведущих зарубежных фирм подтвердили, что их технический уровень превосходит лучшие зарубежные образцы и адаптирован к российским условиям эксплуатации. Результатом работы компании стали предложения о сотрудничестве в областях диагностики инфраструктуры, таких как измерения контактными и бесконтактными способами геометрии железнодорожного пути (на скоростях от 0 до 350 км/ч), высокоскоростного ультразвукового контроля, контроля земляного полотна конкурирующих с нами компаний таких как ENSCO (USA), Plasser American (основные разработчики измерительных систем фирмы Plasser & Тheurer), Sperry (USA). На выставке ОАО «РЖД», ЗАО «Фима ТВЕМА» и компанией «Мерседес-Бенц Тракс Восток» подписан Меморандум о сотрудничестве в создании, производстве, внедрении и реализации специального самоходного подвижного состава на комбинированном ходу, в том числе – машин для комплексной диагностики железнодорожной инфраструктуры и маневровых работ.
Высокий технический уровень систем диагностики инфраструктуры позволил осуществить поставки нашей диагностической техники в 2014 году в Китай, Германию, Израиль, Монголию, Туркмению, Азербайджан, которые значительно превышают поставки для нужд ОАО «РЖД».
Ни для кого не секрет, что дефектоскопия рельсов сегодня наиболее затратная часть диагностики инфраструктуры как в области финансовых, так и трудовых ресурсов. Снижение их особенно актуально для малолюдных территорий с суровым климатом. Однако переход на мобильные средства дефектоскопии пока осуществляется медленно и более 70 % проверок осуществляется съёмными дефектоскопами.
В то же время в 2012 году ОАО «РЖД» понизило для всех мобильных средств ультразвукового контроля норматив рабочих скоростей до 25-35 км/ч, что в 2 раза ниже нормативов 2000 года. Это снижает эффективность имеющихся и сдерживает внедрение новых технических средств, серьёзно затрудняет продвижение пассажирских и грузовых поездов. Необходимо провести испытания в условиях эксплуатации всех типов мобильных средств, применяемых в ОАО «РЖД», для установления оптимальных рабочих скоростей контроля в соответствии с техническими характеристиками.
Введение ОАО «РЖД» новой системы оценки и мониторинга состояния рельсового хозяйства, организация в настоящее время на всех дорогах центров расшифровки дефектограмм, привлечение новых, не всегда квалифицированных кадров требуют обязательной автоматизации обработки данных контроля, устранения влияния на безопасность движения так называемого «человеческого фактора». В 2011-2012 гг. ЗАО «Фирма ТВЕМА» разработан и прошёл эксплуатационные и приёмочные испытания Аппаратно-программный комплекс автоматизированной расшифровки и анализа данных средств неразрушающего контроля «АСТРА». АПК «АСТРА», помимо автоматизированной расшифровки дефектограмм и выявления дефектов в рельсах, позволяет повысить производительность и достоверность обработки данных и заполнения отчётных форм средств дефектоскопии в несколько раз. Отличительной особенностью АПК «АСТРА» является то, что он не позволяет оператору не обратить внимания на любой опасный сигнал, требующий оценки, а потребность в расшифровщиках уменьшается в 2-3 раза. АПК «АСТРА» успешно эксплуатируется на дорогах Украины, на Московском метрополитене и на нескольких дорогах ОАО «РЖД». Однако его широкое внедрение на железных дорогах России затягивается, что может привести к серьёзным негативным последствиям в наступающий зимний период. Необходимо в короткие сроки оснастить комплексами «АСТРА» создаваемые центры расшифровки дефектограмм и мобильные средства дефектоскопии.
Качество обслуживания и настройки аппаратуры и механизмов средств диагностики рельсов должны проверяться в динамике. На сегодняшний день для проверки в динамике имеется только одно средство настройки дефектоскопного оборудования. Это тупики или пути с аттестованными моделями минимально выявляемых дефектов рельсов. Ограниченным количеством моделей дороги оснащены не в полной мере. В связи с изломами рельсов по ряду новых и трудно выявляемых дефектов (дефекты под поверхностью в нерабочей грани, дефекты сварных стыков и стрелочных переводов) и руководствуясь решением НТС ОАО «РЖД» от 17.05.2012, ЗАО «Фирма ТВЕМА» разработаны и утверждены Центральной дирекцией инфраструктуры восемь новых моделей указанных дефектов. Однако укомплектование настроечных тупиков на всех дорогах с учётом новых моделей дефектов идёт крайне медленно.
Учитывая чрезвычайно низкие лимиты финансирования НИОКР ОАО «РЖД», все разработки новых технических средств и освоение их производства ведутся в последние годы только за счёт средств компании. На эти работы ЗАО «Фирма ТВЕМА» ежегодно выделяет до 500 млн. рублей, а приобретает ОАО «РЖД» в текущем году техники на 111,1 млн. рублей. На предприятии уже имеется готовая, но не заказанная продукция (вагоны дефектоскопы ВД-УМТ-1, диагностические самоходные комплексы СЕВЕР, лаборатории на комбинированном ходу ЛДМ, а также полный комплект диагностического оборудования для ИНТЕГРАЛА) стоимостью более 800 млн. руб. Отсутствие заказов ведёт к потере уникального двадцатипятилетнего опыта производства диагностической техники и квалифицированных специалистов.
Проводимая в настоящее время ОАО «РЖД» и фирмой проработка вопросов перевода диагностики на аутсорсинг займет длительный период в связи с адаптацией технических, технологических и правовых критериев, также потребуются обновление и модернизация средств диагностики.
Однако «Программой поставки средств диагностики в рамках инвестиционного проекта «Повышение безопасности движения» на 2014-2016 гг.», утверждённой ЦДИ ОАО «РЖД» 02.08. 2013, объём финансирования для всех компаний, поставляющих средства диагностики в 2014 году, составляет 447,9 млн. рублей, что в три раза ниже уровня 2009 года, а на 2015 год предусмотрено снижение до 310,3 млн. рублей. Обновление техники составит около 1 % (одного процента!).
Убеждён, что сворачивание инвестиционных программ в условиях реформирования системы диагностики уже в ближайшее время может дать очень негативные результаты при многомиллиардных эксплуатационных расходах на ручной контроль и эксплуатацию устаревшей техники, серьёзно затруднит решение задач, определённых программами стратегического развития железнодорожной отрасли.
Необходимо преодолеть отставание выполнения утверждённых ОАО «РЖД» программ по комплексному решению проблем ускоренного перехода на преимущественное использование скоростных средств диагностики инфраструктуры, организации их работы в составе пассажирских поездов, автоматизации обработки данных, модернизации имеющегося парка до уровня современных средств, что позволит значительно улучшить эксплуатационные показатели железных дорог и безопасность движения поездов.
Широкое внедрение на железных дорогах техники на комбинированном ходу требует разработки нормативно-правовой базы (регламента) для внедрения систем диагностики и обслуживания инфраструктуры на комбинированном ходу.
В условиях внедрения скоростного и высокоскоростного движения, высокой грузонапряжённости железных дорог необходимо в возможно короткие сроки провести весь комплекс испытательных и нормотворческих процедур для принятия решения о повышении рабочих скоростей мобильных средств дефектоскопии рельсов.
Эти предложения были рассмотрены на конференции и были поддержаны ее участниками.
Комплексное решение проблем ускоренного перехода на преимущественное использование скоростных средств диагностики инфраструктуры, организации их работы в составе пассажирских поездов, автоматизации обработки данных, модернизации имеющегося парка до уровня современных средств позволит значительно улучшить эксплуатационные показатели железных дорог и безопасность движения поездов.
ЗАО «Фирма ТВЕМА» имеет многолетний опыт, высококвалифицированные кадры и производственные мощности, то есть все необходимое для реализации сформированных ОАО «РЖД» программ.