Системы георадиолокации земполотна
Основа безопасности железнодорожного пути — это, прежде всего, надежность его земляного полотна. Своевременно выявить деформации помогает такое эффективное средство мониторинга, как георадиолокация.
Назначение
Данные, полученные методом георадиолокации, позволяют выявить опасные для дорожного полотна процессы в их зачаточном состоянии, своевременно их нейтрализовать и принять необходимые меры для стабилизации земляной насыпи.
Принцип работы многоканальной георадарной системы «МГС» основан на излучении импульсов электромагнитных волн и регистрации сигналов, отраженных от границ раздела слоев зондируемого грунта, имеющих различные электрофизические свойства. Такими границами, например, являются контакт между сухими и водонасыщенными грунтами, контакты между породами различного литологического состава, между породой и материалом искусственного сооружения, между мерзлыми и талыми грунтами и т.д.
«МГС» способна на скоростях в диапазоне от 0 до 120 км/час:
- определять толщину и литологическое строение балластного слоя, загрязнённость щебня и места с повышенной влажностью;
- обнаруживать в балластном слое и земляном полотне инородные тела: крупные камни, кабели, засыпанные элементы верхнего строения пути и пр;
- выявлять положение верхней границы грунтов земляного полотна и литологическое строение;
- выделять в земляном полотне места с ослабленными зонами, характеризующимися пониженной плотностью и повышенной влажностью;
- определять места нахождения инженерных сооружений и выделять участки с уложенными покрытиями из геотекстиля и пенополистирола.
В результате всех исследований получается достоверный непрерывный разрез зондируемой среды, называемый георадиолокационным профилем или радарограммой. Ее анализ позволяет оператору принять правильные решения по нейтрализации опасных для земляного полотна процессов и провести для этого соответствующие ремонтные мероприятия.
Преимущества
Отличительными особенностями «МГС» являются ее компактность и мобильность, что позволяет установить систему на любую съемную или подвижную единицу.
«МГС» позволяют не только своевременно отслеживать потенциально опасные деформации, но и объективно оценивать качество выполненного капитального ремонта пути.
Область применения
Сеть железных дорог Российской Федерации.