Журналы

РЖД-Партнер

Ультразвук ускоряет измерения рельсовых путей

 

На сети РЖД проходит испытание новый скоростной вагон-дефектоскоп, который в перспективе сможет проводить ультразвуковые измерения на скорости до 140 км/ч.

 

 

Другие варианты вагонов-дефектоскопов позволяют выполнить ультразвуковую дефектоскопию рельсов до 35 км/ч. Однако в ОАО «РЖД» поставили перед изготовителем задачу создать комплекс, обеспечивающий измерения на скорости до 140 км/ч.

 

«Это необходимо для работы на главном ходу РЖД. Между Москвой и Санкт-Петербургом курсируют скоростные пассажирские поезда. Чтобы не задерживать движение, проверки состояния участков пути необходимо выполнять на высокой скорости», – рассказал начальник центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Октябрьской дирекции инфраструктуры Михаил Черний.

 

 

Разработки подобного вагона ведутся уже несколько лет. Основная проблема в том, что повышение скорости ультразвукового контроля снижало его достоверность. Традиционно считалось, что для ультразвукового контроля есть предел максимально допустимой скорости 50–60 км/ч. Однако в данном случае было найдено инновационное решение, на которое имеется патент. Впервые комплекс оборудования представили в 2013 году, а сейчас на испытании – опытный образец в полной сборке.

 

 

Комплекс состоит из двух многоканальных дефектоскопов, специализированного ПО и программы автоматизированной расшифровки данных. Одновременно установлено оборудования для видеофиксации результатов сканирования. Причем, впервые возможны расшифровщика и анализ данных в он-лайн режиме.

 

 

Результаты испытаний новой дефектоскопной аппаратуры в Казахстане, Германии и Венгрии показали преимущества перед применяемыми в Европе и Азии системами.

 

«Однако пока еще вагон нуждается в доработке. Выявлены некоторые недостатки. Например, ультразвуковая дефектоскопия пока обеспечивается на скорости до 110 км/ч. Если она выше, то возникают проблемы с подачей контактной жидкости. Условия для замера из-за этого не обеспечиваются», – сообщил М. Черний.

 

 

Между тем, срок сдачи в опытную эксплуатацию вагона дефектоскопа запланирован в 2016 году. Но для этого новинка должна пройти все процедуры испытаний и приемки.

 

В Октябрьской дирекции инфраструктуры ожидают, что в перспективе подобные вагоны-дефектоскопы будут напрямую обмениваться данными о произведенных измерениях через мобильный интернет. Оборудование в диспетчерской это позволяет. Тормозило оснащение вагонов-дефектоскопов.

 

 

Разработчики нового вагона-дефектоскопа уверяют, что поставили на него современное серверное оборудование. Остается решить вопрос с пропускной способностью мобильного интернета. Ведь объем трафика при прогоне только по участку измерений превышает 50 ГБ.

 

 

В таком случае становится возможным интегрировать результаты ультразвуковой дефектоскопии с Единой корпоративной автоматизированной системой управления инфраструктурой (ЕКАСУИ). Это позволит существенно повысить эффективность управления обеспечением безопасности железнодорожных перевозок на полигоне с интенсивным движением скоростных поездов.

 

Автор: Александр Солнцев

В мире НК

Особый вагон

 

Железнодорожный транспорт

Итоги выставки

 

 

Показ средств диагностики В.В. ПУТИНУ - ГВЦ 2008