Твема спускается под землю

Отправной точкой в истории строительства метрополитена, стало изобретение в 1814 году английским инженером Марком Брюнелем тоннелепроходческого щита. Его открытие стало одним из самых значимых в истории мирового метростроения. В 1900 году впервые в Париже была построена первая электрифицированная линия метро. С этого времени наступило время строительства подземных линий в других городах мира.

 

На сегодняшний день метрополитен является весьма мощным видом внутригородского транспорта многих городов мира. Изначально за основу ширины колеи на метрополитене была принята железнодорожная. Однако габариты подвижного состава и виды энергоснабжения (контактный рельс, постоянный ток напряжением 850 V) принятые в метрополитене существенно отличались исходя из специфики их применения в тоннелях. Эти тенденции сохранились и до сегодняшнего времени.

 

В 90-е годы прошлого века темпы старения диагностического оборудования, обеспечивающего безопасность движения в метрополитенах постсоветского пространства, стали превышать темпы обновления. Следовательно для его замены необходимо было разрабатывать диагностические средства и программное обеспечение, которые бы отвечали современным требованиям. В начале 1990 года инженерами компании было предложено заменить кинофоторегистраторы, стоящие на вагонах-дефектоскопах Московского метрополитена на персональные компьютеры и вести на них запись с последующей расшифровкой. Это «революционное» по тем временам предложение было принято и реализовано на  вагонах-дефектоскопах №№ 7279, 1031. В дальнейшем, опираясь на свой многолетний опыт работы с железными дорогами России и стран СНГ, специалистами группы компаний «ТВЕМА» были созданы образцы совершенно новой продукции для метрополитенов, которые нашли свое применение на линиях городов Москвы и Санкт-Петербурга.

 

В настоящее время основу содержания пути в метрополитенах, также как и на железных дорогах, составляет планово-предупредительный ремонт железнодорожного пути и непрерывный контроль его состояния. Анализ данных, полученных средствами диагностики позволяет определять этапы ремонтных и профилактических работ и их периодичность. 
Даже самая совершенная и надежная конструкция, тем более железнодорожный путь ежедневно испытывающий колоссальные нагрузки, нуждается в периодическом контроле и постоянном уходе. Для этого и служат средства диагностики. В каждом метрополитене есть специальные вагоны (дефектоскопы, путеизмерители, лаборатории и т.д.), служащие для проверки состояния пути и других объектов и систем. Составы с этими спецвагонами периодически осуществляют контроль заданных для них линий по утвержденным графикам.

 

Руководство компании в начале 2000-х годов откликнулось на просьбу Московских метрополитеновцев о разработке мобильных средств диагностики для метрополитена (вагона-дефектоскопа и вагона-путеизмерителя) нового поколения на основе новейших инновационных технологий. Инженерами и конструкторами группы компаний «ТВЕМА» при разработке новых мобильных средств диагностики для метро было учтено, что Московский метрополитен – самый старый и самый большой в нашей стране. За 75 лет своего существования Московский метрополитен широко охватил столицу разветвленной сетью подземных железнодорожных линий. В настоящее время он имеет 12 линий, протяженность главных путей составляет 278 км, а число станций достигло 172. Поэтому главным при разработке средств диагностики для метрополитена, специалисты компании считали их надежность и долговечность.

 

В настоящее время на Московском метрополитене эксплуатируются два скоростных вагона-дефектоскопа и один вагон-путеизмеритель производства группы компаний «ТВЕМА», что составляет 60% парка всех диагностических средств. Вагоны могут быть сцеплены с любым типом подвижного состава и двигаться с той же скоростью, с которой следуют пассажирские поезда. Это значительно облегчает диагностические работы и не требует специальных «окон» для их работы. По мнению руководства ГУП «Московский метрополитен» вагоны группы компаний «ТВЕМА» зарекомендовали себя с наилучшей стороны и в сравнении с диагностическими вагонами других производителей они показывают высокую точность, а автоматическая расшифровка упрощает и ускоряет процесс организации работ по устранению отступлений, выявленных  в пути. Системы диагностики и мониторинга железнодорожного полотна, разрабатываемые специалистами компании для метрополитенов постоянно модернизируются, обновляются и испытываются в реальных условиях. Например в Московском метрополитене в 2010 г.:

 

- на вагоне-дефектоскопе № 9425 была установлена опытная система магнитной центровки искателей относительно головки рельса, что позволило повысить результаты измерений; 

- на Кольцевой линии для существенного снижения погрешности определения координат пути идет установка радиочастотных меток на каждом пикете, что позволит снизить погрешность с 2 м. до 10 см. 

 

Наравне с задачей быстрого оснащения новыми диагностическими средствами и обеспечения безопасности движения, сегодня более актуальным для компании становится вопрос повышения их работоспособности, снижения эксплуатационных расходов и расходов на их содержание. На сегодняшнем этапе в группе компаний «ТВЕМА» действует комплексная система гарантийного и сервисного обслуживания всех видов выпускаемой продукции. Благодаря этому комплексу работ у нашего диагностического оборудования повышается долговечность и надежность работы.

 

В 2007 году инженеры компании провели экспериментальный проезд с установленной на вагоне новейшей системой скоростного контроля габаритов приближения строений. Результаты и точность измерений произвели огромное впечатление на руководство и сотрудников метрополитена. В дальнейшем руководство Московского метрополитена планирует оснастить этой системой новый вагон-габаритомер.

 

Сегодня в соответствии с планами технического перевооружения многие метрополитены городов России и стран СНГ начали осуществлять модернизацию оборудования и замену устаревших, изношенных систем, обеспечивающих безопасность перевозки пассажиров. В марте 2010 года Петербургским метрополитеном был объявлен конкурс на разработку вагона-путеизмерителя и его оснащения новым диагностическим оборудованием. По результатам конкурса наиболее удачной была признана разработка группы компаний «ТВЕМА». В настоящее время специалистами компании производится переоборудование вагона 81 серии в вагон-путеизмеритель, диагностическое оборудование которого разработано на основе новейших инновационных технологий. В 2010 году  компанией завершены разработки новых систем диагностики, которые позволяют контролировать все объекты железнодорожной инфраструктуры метрополитенов: геометрические параметры рельсовой колеи, устройства автоматики и телемеханики, объекты сигнализации и контактной сети, габариты приближения строений и так далее. Применение этих систем для работы диагностического комплекса «ИНТЕГРАЛ» на Московской железной дороге с 2009 года позволило успешно вести комплексный диагностический контроль всех объектов железнодорожной инфраструктуры. Надеемся, что новые системы диагностирования  заинтересуют руководство метрополитенов других городов России и стран СНГ и в их лице мы найдем новых заказчиков.
   

В 2008 году продукция группы компаний «ТВЕМА», выпускаемая для метрополитенов, получила оценку делегации Киевского метрополитена. При сравнении технических решений реализованных на постсоветском пространстве в части вагонов-дефектоскопов и путеизмерителей, члены делегации пришли к выводу, что оборудование других фирм-изготовителей, используемое сегодня в метрополитенах городов России и стран бывшего СССР является единичным и морально устаревшим.
После проезда на вагоне-путеизмерителе Московского метрополитена и изучения практической работы его экипажа, делегация пришла к выводу, что разработки группы компаний «ТВЕМА» по своим параметрам наиболее им подходят. В пользу данного выбора были высказаны следующие доводы:                      - технические и технологические решения выполнены более качественно и современно; - диагностическое оборудование успешно эксплуатируется длительное время на РЖД и на Московском метрополитене; - компания имеет производственную базу, что позволяет ежегодно выпускать более 20 единиц специализированных вагонов, а также производить запасные части для оборудования; - гарантийное и сервисное обслуживание диагностического оборудования для железных дорог в Украине осуществляет киевское предприятие «ТВЕМА - ДНЕПРО», что значительно упрощает сервисное обслуживание и в метрополитене. Однако из-за сложившейся кризисной обстановки в 2009 году в финансовой сфере, решение о приобретении диагностического оборудования Киевским метрополитеном было отложено.
 

В 2010 году во время встреч в рамках проходившей в сентябре в Германии международной выставки «INNOTRANS 2010» представителями метрополитенов: Парижского, Греческого, Минского   было высказано большое желание в приобретении диагностического оборудования, выпускаемого компанией для метрополитенов.  
Руководство группы компаний «ТВЕМА» надеется, что диагностические системы и средства, выпускаемые для метрополитенов, найдут своего потребителя не только на рынке России и стран СНГ, но и за рубежом, а специалисты компании при их разработке будут опираться на современные инновационные технологии, что сделает их надежными и долговечными. 

 

Председатель Совета директоров 
группы компаний «ТВЕМА»
кандидат технических наук
В.Ф. Тарабрин

 

Транспорт РФ