Локомотив-путеизмеритель СПЛ ВЛ-11м №178 проверяет рельсы на скорости и под нагрузкой.

В Московском центре диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры проходит испытания локомотив-путеизмеритель СПЛ ВЛ-11м №178, разработанный ЗАО «Фирма ТВЕМА». После его обкатки у столичных железнодорожников появится новый эффективный инструмент по обеспечению безопасности движения поездов.

 

О возможностях локомотива рассказал корреспонденту «Московский Железнодорожник» генеральный директор компании «Фирма ТВЕМА» Владимир Тарабрин.

 

Как заметил Владимир Фёдорович, рост тоннажа грузовых перевозок ставит новые задачи перед подразделениями, ответственными за качественное содержание пути. При подготовке путевой инфраструктуры к увеличению массы и длины грузовых поездов и началу движения скоростных обязательно должно проводиться её обследование под нагрузкой. Это поможет выявить участки пути с повышенной деформатированностью и позволит проверять фактическое состояние деревянных шпал и старогодных материалов, проводить оценку просадок и ширины колеи. 

 

– Если обычный вагон даёт нагрузку в 13–17 т на ось, то СПЛ ВЛ-11м №178 измеряет все неровности с осевой нагрузкой в 23 т. Это позволяет учитывать, например, упругое отжатие рельсов. Наши специалисты провели работу по адаптации измерительных систем для установки на электровоз. Одна из секций электровоза была перепланирована – в ней был организован рабочий салон: вспомогательные и бытовые помещения, – рассказал Владимир Тарабрин. 
 

На локомотиве установлены две системы контроля. Путеизмерительная лазерная система «Сокол-2» проводит регистрацию и анализ параметров пути, таких как ширина колеи, её уровень, рихтовка, просадка, износ рельсов, их подуклонка, план и профиль пути. Установка дистанционна, что позволяет делать все замеры на высокой скорости. А видеосистема «СВОД-2» предназначена для регистрации дефектов верхнего строения пути. 
 

– Применение этих систем на электровозе ВЛ-11м позволяет по различиям в параметрах геометрии рельсовой колеи в нагруженном и ненагруженном состояниях определять проблемные участки пути, – сказал Владимир Тарабрин. 
 

Летом СПЛ ВЛ-11м №178 прошёл испытания на Северной железной дороге, на участке Ярославль – Галич. Теперь его ждут испытания на МЖД, – сообщил собеседник. 
Начальник отдела диагностики контроля состояния пути Московского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Денис Воскресенский рассказал вашему корреспонденту о том, где будет применяться измерительный локомотив в случае успешного завершения испытаний на МЖД.

 

– СПЛ ВЛ-11м №178 в перспективе может использоваться для комплексной оценки пути. Высокие технологии, реализованные в данном комплексе, в отличие от моделей предыдущего поколения, позволяют проводить проверку пути, не снижая скорости на стрелочных переводах. Кроме того, у него есть ещё один важный плюс – для его эксплуатации не нужно заказывать отдельный локомотив, как для путеизмерительных вагонов, – только локомотивную бригаду, – рассказывает начальник отдела. 
 

Центр диагностики планирует применять данный комплекс на напряжённых участках грузового движения Московского узла (например, на Большом окружном кольце). С его помощью будут оцениваться соединительные ветви, съезды. Однако данный электровоз может быть использован только на участках с переменным током, – замечает Денис Воскресенский. 
 

Сейчас локомотив проходит испытания под контролем представителей компании ТВЕМА на отрезках Бекасово – Тихонова Пустынь, Бекасово – Поварово. 
 

– Мы обкатываем его на нескольких участках для анализа повторяемости. Например, делаем двойные заезды – сегодня и завтра, наблюдаем сходимость результатов измерений, – отмечает начальник отдела диагностики. 
 

Пока у №178 нет постоянного экипажа – штатное расписание не утверждено – он лишь приписан к эксплуатационному локомотивному депо Бекасово, но специалистов на электровозе ждут комфортные условия.

 

– Надо отдать должное компании ТВЕМА – для экипажа в локомотиве созданы все удобства – лаборатория, купе отдыха, кухня, туалет, – рассказывает Денис Владимирович. 

 

Однако для полноценной эксплуатации СПЛ придётся решать ряд организационных вопросов.

 

– Нам нужно максимально расширить круг обязанностей экипажа. Например, у машиниста на обычном электровозе нет такой задачи – нажимать кнопку пикетной отметки при прохождении километровых столбиков. А на этом будет. Это называется «привязка», а от неё во многом зависит точность измерений, – отметил Денис Владимирович.

 

Кроме того, не совсем понятно, как обслуживать новое дорогостоящее оборудование. Например, как проводить калибровку «Сокола-2». 
 

Впрочем, и сейчас у специалистов есть вопросы к лазерному оборудованию. В снежную погоду происходит много сбоев, – сетует начальник отдела. Но в Московском центре диагностики надеются, что в контакте с компанией-разработчиком эта и другие проблемы будут решены.
 

 

Александр Чеков