Центр подготовки специалистов технической подготовки

Для технической диагностики пути и объектов путевого хозяйства на российских железных дорогах используется широкий спектр оборудования различных производителей, что придает особую важность поддержанию на должном уровне знаний и навыков сотрудников службы диагностики пути в работе со сложной аппаратурой.

 

Учеба на производстве

 

Для подготовки квалифицированных кадров по обслуживанию и эксплуатации средств диагностики и повышения их квалификации в 2009 году группой компаний «ТВЕМА» было создано Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профобразования (НОУ ДПО) «Центр подготовки специалистов технической диагностики» («ЦПСТД»). Его образовательные услуги включают в себя такие формы обучения, как: краткосрочное обучение экипажей, получающих новую технику и оценка их знаний; повышение квалификации специалистов разного уровня; профессиональная переподготовка; дополнительное обучение. 

 

Занятия в Учебном центре проходят в компьютеризированных классах и лабораториях, оснащенных современными наглядными пособиями и оборудованием, стендами, тренажерами, компьютерными обучающими программами. В обучении используется действующие образцы диагностического оборудования производства как группы компаний «ТВЕМА», так и других производителей.

 

Центр располагается на юго-востоке Москвы на одной из опытно-производственных баз компании, что позволяет эффективно проводить практические и лабораторные занятия по освоению методов работы средств диагностики и их обслуживания. 

 

 

 

Кто кого чему учит

 

Обучение в Учебном центре проводится по утвержденным ОАО «РЖД» программам: мобильные средства дефектоскопии рельсов; мобильные средства контроля геометрии рельсовой колеи; съемные средства контроля геометрии рельсовой колеи; дефектоскопные тележки (съемный дефектоскоп-путеизмеритель); расшифровка дефектограмм средств рельсовой дефектоскопии.  

 

Основной контингент слушателей – это имеющие высшее или среднее профобразование начальники и заместители начальников диагностических центров, инженеры по мобильным средствам дефектоскопии, наладчики и операторы таких средств, специалисты по расшифровке дефектограмм, мастера участков дефектоскопии подразделений ОАО «РЖД» и промышленных предприятий. 

 

Главная цель обучения в Центре - изучение новой диагностической техники и оборудования, технологических процессов и правил технической эксплуатации оборудования для диагностики инфраструктуры, изучение правил техники безопасности и безопасности труда.

 

Но перечисленным работа будущих выпускников не ограничивается. Скажем, экипаж мобильного средства вынужден долгое время работать в автономных условиях. Как не допустить или сгладить возможные конфликты. Это учащиеся узнают из дисциплины «Этика и психология деловых отношений». А, например, представители дорог и промышленных предприятий к основному курсу получают знания по решению юридических вопросов и по вопросам работы с установленными на Российских железных дорогах формам отчетности.

 

Чтобы выявить уровень квалификации, индивидуальных знаний и потребностей слушателей, по каждой программе в начале каждого периода обучения преподавателями центра с каждым слушателем проводятся индивидуальные собеседования. И уже с учетом этого на основе учебного плана и учебной программы разрабатывается рабочая программа  и  график  учебного процесса каждой конкретной группы. При этом курс обучения постоянно обновляется в зависимости от необходимости, возникающей у учащихся. А с теми из них, у кого небольшой опыт работы, специалистами центра проводятся дополнительные, сверх основного курса, занятия.

 

В зависимости от программы курс обучения длится 2 или 3 недели и обходится командирующей организации соответственно в 15 тыс. и 22,5 тыс. рублей.

 

Слушатели, успешно сдавшие экзамен, получают свидетельство на эксплуатацию соответствующих средств контроля и диагностики.

 

Занятия проводят высококвалифицированные преподаватели и авторитетные специалисты в области дефектоскопии рельсов и диагностики объектов железнодорожной инфраструктуры из МИИТа, ведущих НИИ и КБ, представители Департамента пути и сооружений ОАО «РЖД», а также конструкторы и разработчики диагностических систем и средств дефектоскопии компании.

 

От теории к практике 

 

Вообще, как считают эксперты, важным отличием Центра является то, что занятия там проводят непосредственно разработчики оборудования, с которым в дальнейшем будут работать будущие специалисты. В процессе обучения слушателей знакомят с диагностическими  средствами, как производства компании, так и других производителей, которые в широком спектре представлены в классах и лабораториях Центра. Практическим навыкам обращения с любым диагностическим оборудованием слушателей обучают опытные пользователи, приглашаемые Центром с различных отделений железных дорог России. 

 

Такое непосредственное соединение теории и практики в учебном процессе – еще одно несомненное достоинство Центра. По сути, здесь адаптировали и эффективно применяют схему наставничества советских времен, великолепно тогда работавшую в системе профессионально-технической подготовки на ведущих предприятиях страны. 

 

Если учащиеся иных учебных заведений долгие часы проводят в библиотеке, то учащиеся Центра – в своеобразной дефектотеке, так называемом «контрольном тупике», где слушатели на практике постигают навыки проведения технической диагностики. Это специально оборудованная лаборатория площадью 260 кв.м., максимально приближенная к реальным полевым условиям. Здесь на 18 метровых участках рельсовых нитей смоделированы типичные отклонения, встречающиеся в реальных условиях на железнодорожном пути. Это всевозможные дефекты рельсов, изменения геометрических размеров пути, нарушения контактной сети и другие отклонения, встречающиеся на объектах железнодорожной инфраструктуры. 

 

Используя соответствующее средство контроля, слушатель фиксирует найденные нарушения, производит автоматизированную расшифровку их на компьютере и с помощью преподавателя и инструктора выясняет причину возникновения на записи проезда того или иного сигнала. Для наглядности остальной аудитории все манипуляции и объяснения отображаются на больших плазменных панелях. Так теория, только что усвоенная на лекции, сразу же подтверждается практикой и закрепляется на уровне зрительной и мышечной памяти.

 

К тому же, по окончании теоретического курса слушатели могут пройти двухнедельную стажировку на мобильных средствах различных произвдителей, эксплуатируемых на железных дорогах страны. 

 

Ты – мне, я – тебе

 

Еще одно отличие Центра группы компаний «ТВЕМА» - плодотворный обмен идеями между слушателями и специалистами. Учебный процесс здесь - улица с двухсторонним движением. На занятиях царят дискуссия и живой обмен мнениями. Здесь не только ученики получают знания от учителей, но и учителя – подсказки от учеников. Так например, при обсуждении разработанной специалистами компании новой программы регистрации и расшифровки диагностических данных слушатели предложили доработки, существенно улучшившие ее. Замечания слушателей и приглашаемых специалистов, эксплуатирующих диагностическую технику, также помогают «ТВЕМЕ» совершенствовать диагностическое оборудование своего производства.

 

В Центре имеется специальная книга, где слушатели оставляют свои отзывы и пожелания по улучшению организации учебного процесса, и были случаи, когда выпускниками вносились существенные доработки  по улучшению учебных программ.

 

По окончании курса учащиеся получают в электронном виде всю необходимую информацию, которая впоследствии помогает им в своей работе. Во время учебы у слушателей налаживаются личные контакты с преподавателями и разработчиками диагностической техники, укрепляющие дальнейшую связь между ними и  изготовителями, что позволяет в дальнейшем оперативно решать возникающие в процессе работы проблемы.

 

*  *  *

Центром подготовки специалистов технической диагностики коллектив группы компаний «ТВЕМА» гордится не меньше, чем новыми разработками в области обеспечения безопасности железнодорожного движения и по праву считает его своей визитной карточкой, таким же лицом фирмы, как свои самые успешные и востребованные диагностические системы и средства.

 

Достаточно сказать, что Учебный центр группы компаний «ТВЕМА» - единственное негосударственное образовательное учреждение на железных дорогах России, включенное ОАО «РЖД» в общую систему профессиональной подготовки кадров для своих структур.  За два года работы Учебного центра подготовку и обучение в его классах и лабораториях прошли 27 учебных групп, в которые входили специалисты ОАО «РЖД», метрополитенов и промышленных предприятий России и стран СНГ, среди которых такие флагманы в своих отраслях, как, например Московский метрополитен, «Газпромтранс», «Металлоинвест», угольная компания «Северный Кузбасс», ОАО «Лукойл» и другие. 

 

*  *  *

Адрес НОУ ДПО «ЦПСТД» ГК «ТВЕМА»: 

 

Российская Федерация, 109088 г. Москва, ул. Угрешская, д.31, стр.1

Тел/Факс: +7 (495) 258-09-43; works@tvema.ru

 

Контакты:

 

Заместитель Генерального директора Центра, к.т.н. БАШКАТОВА Людмила Васильевна: т/ф (495) 789-86-54, доб. 2208,  e-mail:  Lbashkatova@mail.ru

Методист  ЭКБА Анжела Мухамедовна: т/ф 8-(495) 789-86-54, доб. 2201